Aksenty.ru / Аксентий.рф: музыка | обучение игре | статьи    





Подробно об основных направлениях обучения

Поиск новых приёмов звукоизвлечения и систематизация этого опыта

Представьте себе пианино: сможете ли вы без подготовки нажать поочерёдно на каждую из клавиш? Безусловно. Но что если эти клавиши будут невидимыми, число их будет неизвестным и располагаться они будут не в один ровный ряд, а в хаотичном порядке в пространстве вокруг вас? Это сильно усложнит задачу. В этом же заключается и одна из ключевых особенностей варгана — его можно представить, как десятки и сотни невидимых «клавиш», которые нужно не только найти вслепую, ориентируясь исключительно на собственные слуховые, вибрационные, мышечно-суставные и осязательные ощущения, но и научиться запоминать и узнавать каждую из них. Разница с предшествующей аналогией лишь в том, что невидимые «клавиши» находятся не во внешнем, а во внутреннем пространстве. Для варгана резонатором является сам человек и при игре вы создаёте не только музыку — одновременно с музыкой вы создаёте, изменяете и постоянно совершенствуете сам музыкальный инструмент.

О том, какими методами можно искать и находить эти «клавиши», настраивать и развивать этот «инструмент», будет говориться на каждом занятии. Мы будем подробно и пошагово разбирать отдельные категории способов звукоизвлечения и изучать способы включения в осознанную работу тех мышц, влияющих на звук, которые обычно функционируют «на автопилоте» и из-за этого не вносят своего вклада в музыку, хотя этот вклад мог бы быть довольно существенным.

Развитие тонких ощущений (различительной чувствительности)

В привычной музыке первостепенная роль, как правило, отведена работе с высотой и громкостью звука (частотой и амплитудой колебаний звуковой волны), а уже на этой основе происходит взаимодействие с тембром. В варганной же музыке царит обратный порядок вещей — для неё первостепенны различия призвуков и обертонов. Иначе говоря, всё основывается на непосредственной и постоянной работе с формой колебаний звуковой волны, которая преобразуется в полном соответствии с движениями наших мышц, образующих резонаторную полость. И чем сильнее адаптированы наши ощущения к этому процессу — тем большим количеством деталей звучания мы способны управлять. В контексте предыдущего пункта о поиске новых приёмов речь идёт о тренировке различительной чувствительности мышечно-суставных, осязательных и вибрационных ощущений.

Но, конечно же, совершенно особую роль в игре на варганах играют слуховые ощущения — и речь здесь идёт вовсе не о том, что называется музыкальным слухом. Мы можем максимально точно управлять мышцами, но само по себе это не откроет нам полного доступа к управлению теми звучаниями, деталей которых мы не умеем различать на слух. Возвращаясь к предыдущему сравнению с невидимым инструментом: из внимания может ускользнуть существование целой категории «клавиш», которые на первых порах обучения воспринимаются практически одинаковыми и несущественными для процесса игры. Но вместе с тем управление этими незначительными «клавишами», если использовать их все и в правильной последовательности, может полностью преобразить звучание музыкального инструмента и сделать его по-настящему уникальным.

Поэтому параллельно с развитием мышц особенно важно учиться воспринимать и различать призвуки и их детали — если часть приёмов игры на варгане слышна так же хорошо, как и мотивы привычной тоновой музыки, то другая часть ускользает от внимания и остаётся на периферии сознания. Отчасти это связано с тем, что наш современный мир переполнен шумом, который атакует наш слух ежесекундно — и наше восприятие переполнено защитами от этого шума, «выключающими» заодно и множество тонких слуховых ощущений. Эти ощущения могут быть хорошо знакомы тем, кто увлекается длительными походами, уезжая иногда подальше от цивилизации — в тишину, от которой звенит в ушах. В таких условиях наши защиты спадают и мы становимся способными слышать многие новые детали звука вокруг нас. Горные речки могут петь самые настоящие песни и даже скрип деревьев на ветру будет выводить свои собственные мелодии... Но ровно эти же ощущения могут проявлять себя даже в наших шумных условиях. Внимательная и продолжительная практика игры на варгане способна возвращать нас к состоянию повышенной восприимчивости к призвукам, открывая, что даже самые шумные города полны своей скрытой музыкой, мелодии которой могут обнаружиться на каждом шагу.

Эта часть обучения наиболее сложная. Она требует много внимания и еще больше времени — гораздо больше, чем девять вводных занятий. Но мы будем стараться максимально ускорить этот процесс, акцентируя внимание на разных деталях звучания и подбирая специальные упражнения и домашние задания для закрепления результатов.

Импровизации и интуитивная музыка

В сольном исполнении на варгане не приходится задумываться над тем, будет ли следующий звук «строить» с предыдущим — в этом инструменте нет диссонансов и здесь отпадают ограничения и правила, которые связаны с той областью музыкальной гармонии, где речь идёт об интервалах и сочетаниях нот линейного звукоряда. Это открывает широкий доступ к интуитивной музыке и сильно упрощает процесс освоения варгана: инструмент позволяет получать удовольствие от игры и раскрывать свой творческий потенциал и тем, кто далёк от общеизвестной музыкальной теории. Поэтому основной акцент курса будет сделан не на построение композиций по конкретным образцам, а на интуитивный поиск новых мотивов и наигрышей.

Это не значит, что часть занятий мы будем проводить, сидя и играя, как придётся. Импровизации будут проходить в форме творческих заданий — новых для каждой из встреч.


Следить за публикацими новых обучающих статей и других материалов на варганную тему можно, подписавшись на публичные странички проекта:







© 2012–2017
Аксентий Бескровный

Издание самоучителя
игры на варгане

Страничка проекта:
vk.com/varganmusic