Не забывайте о дополнительных материалах, среди которых доступно много
новых и интересных моментов. Полный список доступен
внизу странички.
Материалы для самостоятельного обучения
Изначально самоучитель готовился в формате конспектов к живым курсам игры и имеет соответствующую структуру, разбитую на отдельные занятия. Страничка обновляется по мере публикации новых материалов, также можно скачать все доступные на текущий момент занятия
одним архивом. Здесь опубликована старая версия 2014 года и некоторые главы пособия доступны лишь в сокращённом варианте. Обновлённый и переработанный самоучитель, адаптированный под самостоятельное обучение без прохождения курса, появится позднее.
Кроме того, в архив
не включены всевозможные дополнительные материалы, с ними можно
ознакомиться отдельно.
Содержание
Занятие I
- I.1. Шесть основных категорий параметров звучания варгана
- I.2. Включение в работу различных мышц речевого аппарата
- I.2.1. Основное правило работы с отдельными единицами приёмов звукоизвлечения
- I.3. Бой по язычку и штрих удара: основы
- I.4. Удержание и фиксация инструмента: основы
- I.5. Общие рекомендации по работе с развитием мышц
Занятие II
- II.1. Упражнение на расширение диапазона высоты звука: артикуляция гласных МФА
- II.2. Упражнения для включения «трёхмерного» режима движений языка
- II.3. Громкость игры на варгане
Занятие III (сокращённая версия)
- III.1. Дыхание: области применения
- III.1.2. Диафрагменное дыхание
- III.1.3. Характеристики дыхания при игре на варгане
- III.2. Модуль отработки простых дыхательных ритмов и комбинаций
Занятие IV
- IV.1. Фрагментация приёмов звукоизвлечения и минимальные единицы звукообразования
- IV.2. Микропауза как универсальная минимальная единица
- IV.3. Штрих удара: плоскости боя и их точки соприкосновения
- IV.3.2. «Сведение» плоскостей и работа с точками их соприкосновения
- IV.4. Штрих удара: коррекция плоскостей боя
- IV.5. Пример простых модулей для отработки ритмов боя и совмещения их с ритмами дыхания
Занятие V
- V.1. Формирование шкалы звучаний от низкому к высокому
- V.1.2. Как звучит варган: физика звука
- V.2.1. Работа с высотой звука: методы и подходы
- V.2.2. Способы изменения высоты звука и характера звучания резонирующей полости
- V.3. Адаптивная шкала высоты звука
- V.3.1. Модель построения адаптивной шкалы
- V.4. Модуль построения адаптивной шкалы высоты звука (первая часть)
Занятие VI
- VI.1. Динамичная артикуляция и точное управление положением мышц
- VI.2. Типы движений, влияющих на звукоизвлечение
- VI.2.1. Подвижные преграды на пути звуковой волны и/или воздушного потока
- VI.2.2. Преграды, делящие ротовую полость на разные резонаторные отделы
- VI.2.3. Периодические изменения объёма резонаторной полости
- VI.2.4. Гортань и надгортанник
- VI.3.1. Комбинации движений и артикуляционные зоны
- VI.3.2. Совмещённые и усложнённые движения
- VI.3.3. Общие рекомендации к освоению техник игры
- VI.3.3.2. Проблемные моменты с дрожащими звуками
Занятие VI — иллюстрации
- VI.5.1. Артикуляционные зоны ротовой полости (сагиттальная плоскость)
- VI.5.2. Артикуляционные зоны ротовой полости и языка (фронтальная плоскость)
- VI.5.3. Артикуляционные зоны языка
- VI.5.4. Артикуляция: основные типы подвижных преград
Занятие VII (сокращённая версия)
- VII.1. Губные приёмы
- VII.2. Области применения губных приёмов
Занятие VIII (текст
Игоря Вязаничева)
- VIII.1. Записываем варган
- VIII.2. Микрофоны: общая информация
- VIII.3. Работа с микрофоном
- VIII.4. Рекомендации по выбору микрофона для варгана
Занятие XI: Работа над комбинациями различных приёмов
Приложение A: построение диаграммы связи приёмов игры на варгане
Приложение B: конструктор приёмов
Приложение C: шаблоны для модулей III.2 и IV.5
Приложение D: спектральный анализ варганной музыки
Дополнительные обучающие материалы
- Цикл материалов «Архитектура обертонов», посвящённый углублённому изучению структуры обертонового звукоряда варгана.
- Двухчасовой мастер-класс по игре на варгане (видео): об основах игры, о включении в работу разных групп мышц, о поиске новых, необычных, сложных и даже практически экстремальных приёмов звукоизвлечения; о работе над отдельными категориями приемов, о составлении композиций и о многом другом. Некоторые детали мастер-класса устарели. Например, в нынешнем пособии используется деление на шесть категорий способов звукоизвлечения, а не на четыре.
- Двухсторонний бой и скоростная игра. Подробная и иллюстрированная статья о технике игры, позволяющей играть на довольно высокой скорости и использовать сложные ритмические вставки двухсторонним боем. Включает в себя запись с примером игры на скорости 12-14 ударов в секунду.
- Одновременная игра на двух варганах. Статья об одновременной игре на двух варганах. Включает в себя различные иллюстрации, аудиопримеры и старое видео по данной теме.
- Как играть на варгане, одновременно выделяя разные частотные диапазоны: короткое видео о том, как использовать двойные призвуки в игре и придавать одним и тем же обертонам разную тембровую окраску.
- Как учиться играть на варгане: рекомендации по осознанному программированию мышечной памяти и развитию комплексного восприятия варганной музыки. Старая статья, публикуется в качестве черновика и в дальнейшем будет переработана и дополнена.
- Экстремальные приемы игры на варгане: если душа просит чего-то странного и необычного.
Следить за публикацими новых обучающих статей и других материалов на варганную тему можно, подписавшись на публичные странички проекта: