Aksenty.ru / Аксентий.рф: музыка | обучение игре | статьи    






Статья публикуется в качестве дополнительных материалов к занятиям, которые можно найти в самоучителе.

Первая редакция статьи была опубликована в сентябре 2013 года, в нынешнем варианте обновлены демонстрационные записи и внесены различные небольшие правки и дополнения в текст. С момента публикации прошлого варианта статьи прошло немало времени и постановка рук, которая в ней описана, периодически встречается в видеозаписях других варганистов. Пользуясь случаем: спасибо всем тем, кто тестирует и использует эту технику игры, автору интересно наблюдать за этим процессом.

Скоростной двухсторонний бой

800+ ударов в минуту и больше


Из этой иллюстрированной статьи можно узнать, как играть на варгане со скоростью 800–1000 ударов в минуту (а заодно и о том, зачем вообще нужно уметь играть с такой скоростью). Примеры игры в mp3 и на видео прилагаются. Также здесь упоминается одна из причин, по которой автор статьи предпочитает использовать для игры варганы работы Сергея Пыжова.


Введение и аудио примеры

Вся техника игры, описанная ниже, заточена на возможность играть очень быстрые партии двухсторонним боем. Под быстрым подразумевается частота боя в 12–18 касаний по язычку в секунду (а при сосредоточенной и старательной тренировке навыков — даже выше). Речь идет не о том, чтобы играть композиции на такой скорости от начала и до конца, в большей степени о всевозможных небольших коротких вставках и о полезных навыках, которые помогает развить скоростная игра на варгане. То, как эта техника используется автором в обычной игре, можно услышать во многих недавних записях, опубликованных в музыкальном разделе. Но в качестве примера и для наглядности ниже приведены отрывки импровизации E — III, сыгранные с применением постоянного фонового скоростного боя.

Для справки: точное определение скорости боя легко осуществляется в любом аудиоредакторе. Достаточно посчитать количество пиков, выделив одну секунду записи. Альтернативный вариант — подсчёт вертикальных провалов громкости в режиме просмотра спектра.


Переходя к свежим аудио примерам. Обсуждаемая техника игры использована в отрывке ниже сразу в двух вариантах: в качестве эпизодических коротких вставок (0:00–0:35) и в качестве постоянного фонового скоростного боя (0:35–1:14).


Отрывок импровизации E — III 2015 года. Услышать и скачать полную версию можно в музыкальном разделе.


Также доступна аналогичная импровизация 2013 года, в ней использовался только постоянный фоновый скоростной бой, без контрастных переходов на обычные удары, и она приводится в полном варианте (примечание: скриншот для аудиоредактора делался именно из этой записи).


Импровизация E — III 2013 года. Скачать mp3 можно в музыкальном разделе.


Этот же наигрыш можно услышать и среди видеозаписей, в отрывке мартовского сольного концерта 2015 года:


Дополнительно можно обратить внимание на импровизации Cis — I 2014 года и Dis — II 2015 года. В них так же использован скоростной бой, но только в качестве редких и коротких вставок, а не постоянно, как в разных вариантах импровизации E — III.

Причин, по которым стоит осваивать такую технику игры, можно найти много:
  1. Хорошо освоив скоростной бой, можно будет запросто разбавлять свою игру небольшими ритмичными вставками разной степени сложности. Соответственно, техника игры не заточена под скоростной бой полностью, она также подразумевает свободное её совмещение с элементами любых других стилей. Основной акцент на скорость сделан из других соображений — это отличная и сложная тренировка, развивающая целый комплекс полезных навыков.
  2. Если научиться управлять инструментом на скорости 12+ касаний в секунду, то более спокойная игра станет казаться настоящим отдыхом. Разумеется, речь идет не только о самой скорости, но и о управлении другими приемами во время скоростного боя. Об этом будет упомянуто отдельным пунктом в конце статьи.
  3. Освоение скоростного боя замечательно ставит короткий, резкий и прямой удар — эта техника игры сильно дисциплинирует и заставляет обращать внимание на любые неточности в движениях. Поэтому, если вы научитесь управляться скоростным боем, то вместе с этим повысится и общая точность попадания по язычку варгана.
  4. Почти любой эффект, основанный на артикуляции и дыхании, воспроизводится и воспринимается при игре на высокой скорости совершенно по-новому. По этой причине техника игры заставляет более внимательно относится к расстановке акцентов и выделению конкретных звучаний (иначе все может превратиться в кашу и потеряться на общем фоне).
  5. Поскольку в основе техники — короткий удар по касательной, играть так можно даже на варганах с мягкими язычками. При умелом подходе скоростной бой может быть использован даже со всевозможными ультрабасовыми моделями.

Из сложных моментов:
  1. Техника заточена под конкретный хват и конкретный способ боя по язычку, но под каждый отдельный инструмент необходимо вносить свои поправки (да и не только под инструменты — форма рук тоже у всех разная), поэтому пытаться повторять все буквально и во всех деталях не стоит.
  2. Для некоторых инструментов такая техника игры подходит не самым лучшим образом (подробней про оптимальный выбор инструментов написано в следующем параграфе).
  3. Также техника не лучшим образом подходит для агрессивной манеры боя по язычку — будет повышенный риск повредить язычок, да и призвуки не дадут сыграть что-то, кроме постоянного боя по язычку. Техника предназначена, прежде всего, для аккуратного и ровного удара по касательной. По этой же причине она используется в ущерб громкости варгана (но с другой стороны — максимальная громкость для варгана не так уж и важна).
  4. Учиться играть на такой скорости — процесс совсем не быстрый и довольно утомительный, включающий в себя очень внимательную работу с положением рук и напряжением мышц. За один подход эту технику не освоить, она подразумевает последовательное и усидчивое обучение.

В общих чертах о технике и подробней об инструментах

Все подробности о том, как автор держит варган и ударяет по язычку можно увидеть едва ли не на любой фотографии с недавних выступлений. Но к некоторым деталям лучше будет присмотреться поближе: положение рук с фотографии ниже продиктовано наличием нескольких дополнительных точек фиксации, позволяющих достигнуть максимальной стабильности инструмента при игре. Об этом будет сказано подробней в следующих параграфах.


Для начала же необходимо упомянуть, что данная техника игры разрабатывалась под варганы серии «Лидер 85 мм» работы Сергея Пыжова (и именно с язычком 85 мм). Хотя это и не значит, что другие инструменты не подойдут для аналогичных задач.

Приёмы исполнения, которые здесь будут описываться, вполне можно использовать и со многими другими инструментами. Нужно лишь учитывать общие принципы и рекомендации, которые описаны в статье. Но автору наиболее подходящими для этих задач кажутся инструменты а) длинной около 10 см б) с корпусом из листовой стали и монолитным стабильным основанием, но не дуговые гнутые инструменты из прута (для скоростного боя крайне важна стабильность инструментов).

Похожие инструменты делают сейчас в разных мастерских: хомусы Готовцева, варганы Глазырина, Нуреева, Рыбникова и других мастеров. Но стоит отметить, что довольно важны и характеристики загнутой в кольцо части язычка. Например, слишком большое колечко для данной техники может оказаться не подходящим. Впрочем, решающее значение здесь имеет не столько размер колечка, сколько балансировка разных частей язычка относительно друг друга и относительно его жёсткости, а такой баланс зависит и от настройки инструмента (иначе говоря, две по-разному настроенные модели варгана от одного и того же мастера и вести могут себя совершенно по-разному).

Отступление от темы и небольшая историческая справка. Не стоит считать, что более менее крупные варганы с таким типом корпуса — это плод лишь современных технологий. Если будет возможность, то загляните в Музей археологии Москвы. Там, на стенде русских народных инструментов XVII века, можно обнаружить варган, чей корпус изготовлен не из гнутого и откованного прута, а из цельного куска металла. В качестве же более компактного варианта можно вспомнить некоторые традиционные тувинские варганы.

Возвращаясь к работам Пыжова и тем критериям качества инструментов, которые оказались важными для автора в контексте описываемой техники игры. Про то, как звучат варганы Сергея, все и так наслышаны, поэтому сразу перейдём к другим особенностям конструкции:



Обратите внимание: форма основания корпуса «Лидеров» более эргономичная (в контексте задач, которые ставятся в этой статье), чем у аналогичных инструментов. За исключением разве что модели «Альфа» Глазырина. Это довольно важный пункт: если основание корпуса овальное, круглое, плоское, с закругленными углами, то в ряде случаев варган может соскальзывать с руки и немного съезжать в сторону. В нашем случае неудобства могут вызвать даже лишние пару миллиметров влево или вправо, так что указанная выше особенность «Лидеров» для скоростного боя подходит как нельзя лучше.

Второе: ширина основания корпуса «Лидеров» достигает четырех сантиметров, такой варган довольно удобно держать способом, который описан ниже.

И третье: общая длина инструмента — чуть более десяти сантиметров. Такая длина позволяет использовать приведённый ниже способ удержания инструмента с максимальным комфортом (почему — будет ясно из следующих пояснений)

Особенности удержания и фиксации инструмента

Далее — пошаговое описание способа удержания инструмента. Инструмент удерживается, в основном, с помощью только двух пальцев: большого и указательного. Здесь все довольно просто. Большим пальцем варган обхватывается у основания корпуса. Вот таким вот образом:


Вот снимок с другого ракурса, на нем видно, что инструмент зафиксирован одновременно в двух точках. Здесь стоит упомянуть о плюсах варганов из листовой стали: как правило, на основание корпуса таких инструментов давление можно оказывать в любых направлениях. Поэтому с ними можно не задумываться о том, что язычок будет лязгать о деки из-за того, что вы случайно надавили на корпус в вертикальной плоскости.


Инструмент довольно хорошо сидит в ладони (помните, как выше упоминалось про эргономичность формы «Лидеров»?), остается его зафиксировать с внешней стороны корпуса.

Это делается указательным пальцем. Все довольно просто. Остальные точки фиксации инструмента будут находиться непосредственно на зубах, этого будет вполне достаточно для того, чтобы варган вел себя стабильно и покладисто.


Но одна небольшая деталь. Ближе к декам давление нужно распределять уже по всем правилам. Иначе говоря, усилие, приложенное подушечкой пальца, должно прикладываться в горизонтальной плоскости. Лучше не надавливать на деку сверху вниз и по диагонали к зубам.


Теперь можно прикладывать инструмент к зубам и играть. У такого способа держать варган есть свои плюсы и минусы. Из минусов: кране неудобно использовать некоторые приемы, где нужно зажимать основание язычка пальцем. Из плюсов: заняты только два пальца (но иногда нужно подключать и средний). Оставшиеся три — остаются свободными. Можно, к примеру, использовать приемы с формированием внешнего резонатора, где нужно складывать ладони «лодочкой».

Но что еще лучше: вместе с варганом можно держать в руке микрофон. Хотя с варганами длиной менее восьми-десяти сантиметров играть так будет уже не удобно.


Дополнительные точки фиксации рук

Для наших задач недостаточно просто взять инструмент. Варган должен сидеть как влитой и не дергаться из стороны в сторону без нашего на то желания, для этого руки фиксируются в нескольких дополнительных точках. Для этого можно использовать три дополнительные точки фиксации рук и варгана.

Важное отступление. Здесь необходимо помнить: не нужно слишком напрягать мышцы и давить на указанные ниже точки. Все наоборот, положение рук следует подбирать так, чтобы а) перераспределить усилия и снять лишнее напряжение и в) расслабить мышцы, которые не принимают участие в процессе звукоизвлечения, настолько, насколько это возможно.

Во-первых, ладонь левой руки может упираться в челюсть. И тут тоже важно распределять давление правильным образом. Если давить на челюсть снизу или сбоку, то будет сложнее удержать челюсть на месте и при случайном движении инструмент может съехать в сторону. Поэтому лучше упирать руку так, чтобы давление уходило по диагонали и, как уже было сказано, не нужно сильно давить рукой на точку фиксации.


Во вторых: при особенно быстром бое можно слегка упираться основанием ладони правой руки в запястье левой. Руки в этой точке практически не двигаются во время игры, работает в основном верхняя часть правой ладони. Но если это вызывает какие-то лишние напряжения в мышцах или суставах, лучше сразу слегка изменить положение рук. Оно может быть разным в зависимости от характеристик инструмента и формы рук.


В-третьих, с повышением скорости (примерно от двенадцати касаний по язычку в секунду) для правой руки может потребоваться дополнительная точка фиксации, для этого можно упиреться большим пальцем в челюсть или в шею. Конкретное расположение точки зависит от скорости игры, жесткости язычка и угла под которым проходит удар по язычку.


Для чего все это нужно: при грамотном выборе положения рук можно не только четко зафиксировать инструмент, но и перераспределить усилия, затрачиваемые на игру, так, чтобы максимально использовать в игре инерцию своих собственных движений.

Особенности удара по язычку

Играя на варганах, можно стараться использовать резкие, сильные, но очень короткие удары. Совершенно ни к чему размахивать рукой на двадцать сантиметров вперед-назад, если тот же самый звук может получиться на коротком движении в пару сантиметров. Важно лишь следить за силой и скоростью движений — короткий, слабый и вялый замах не даст полноценного звука.

Амплитуда движения руки при быстрой игре вполне может быть такой, как отмечено стрелкой на фотографии ниже. Грубо говоря, это длина хвостика язычка, умноженная примерно на два (или чуть больше). При максимально быстрых комбинациях, основанных на двухстороннем бое, эта длина сокращается. Чем короче движение — тем большей скорости двухстороннего боя можно достигнуть.


Для того, чтобы а) звук не был прерывистым, б) не было лишних призвуков и в) было возможно играть очень быстрые зарисовки следует стараться задевать его с краю и по касательной — движение руки идет строго параллельно хвостику язычка, а удар приходится на самый край колечка язычка.


Впрочем, если сдвинуть точку удара слегка левее — звук изменится и это тоже вполне можно использовать в качестве способа звукоизвлечения. В конечном счете, работа с уровнем призвуков — это тоже довольно интересный прием игры. Если ориентироваться на схему ниже, то четвёртая стрелка означает грубый штрих удара, большую прерывистость звучания и большее же количество призвуков, а первая — максимально мягкий и плавный удар.


И еще одна существенная и важная деталь, которая может сэкономить довольно много усилий в освоении этой техники: варган не обязательно должен лежать на зубах ровно и на одной только линии. Его можно проворачивать на несколько градусов по осям x, y, и z, корректируя тем самым плоскость направления удара (в том числе и прямо в процессе игры) в зависимости от скорости боя, длины загнутой части язычка и его жесткости. Подробно о коррекции плоскости боя можно прочесть в материалах IV занятия (пункты IV.3–IV.4 про штрих удара и другие смежные темы).

Другие рекомендации по освоению техники игры

Основной момент, о котором нельзя забывать: никакие техники нельзя пытаться перенимать буквально. Всегда стоит пытаться ухватить принцип того или иного приема и менять его под себя. Всё, что вы пробуете играть на варгане, должно корректироваться под ваши инструменты и под ваш стиль игры. И работа в этом нправлении никогда не заканчивается: если вы нашли оптимальный угол удара для использования скоростного боя с «Лидером 85 мм», настроенным на ми, то для «Лидера 85 мм», настроенного на ре диез, такой угол удара, быть может, уже не подойдет. И так далее, нюансов может быть множество.

Что же касается описанных выше способов звукоизвлечения: если получится подобрать хорошее и удобное положение рук и поставить удар, то некоторое время все будет идти довольно просто легко. Нужно будет только тренироваться и постепенно наращивать скорость, ориентируясь на те пределы, которые являются для вас комфортными на тот или иной момент. Один раз можно поиграть с постоянной скорость в 6—8 касаний в течении тридцати секунд, в другой — со скоростью 10 касаний в течении минуты и так далее. Важно лишь помнить, что для разной скорости могут быть актуальны небольшие изменения в положении рук и инструмента, в силе и амплитуде удара и в других деталях.

Самое сложное начинается потом. Во-первых, кроме игры на постоянной скорости, можно пробовать различные комбинации с обычными ударами. Во-вторых, как было сказано в самом начале и будет сказано ниже, артикуляция и дыхание на высоких скоростях — не такое уж и простое занятие. В-третьих, даже при очень быстрой игре можно учиться менять громкость инструмента за счет силы удара. В-четвертых, с повешением скорости боя растет и физическая нагрузка (всех мышечных напряжений не избежать). Но все эти детали лучше изучать уже на практике.

Дополнение о сложностях освоения коротких вставок

Если скоростной бой используется не в фоновом постоянном режиме, а в качестве коротких эпизодических вставок, то важней всего научить руку таким движениям, которые не будут останавливать язычок при случайном промахе — иначе мы будем сбиваться, а в игре будут прослушиваться досадные паузы, прерывающие звучание варгана. Для того, чтобы этого избежать, можно воспользоваться одной хитростью: не останавливайте руку при переходах от скоростного боя к обычному. Просто отведите её чуть в сторону от линии движения язычка, не прерывая её движения. И лишь затем затормозите движение. И наоборот: при переходах от обычного боя к скоростному можно сначала разгонять руку до движений нужной скорости и только после этого плавно смещать её на линию движения язычка. Иначе говоря: просто начинайте ударять по воздуху, и сдвигайте руку в сторону колечка язычка.

Дополнение об освоении фонового скоростного боя

При освоении фонового скоростного боя, использующегося в игре постоянно, а не вставками, у людей часто встречается лишний мышечный стереотип: одновременно с ускорением боя по язычку варганисты начинают ускорять все прочие приёмы (дыхание, артикуляцию, губные).

От такой автоматической реакции следует избавляться. Интересней всего использовать фоновый скоростной бой тогда, когда скорость артикуляционных и дыхательных приёмов не привязана к бою, и приёмы рассинхронизированы по разным параллельным «дорожкам». Лучше всего сразу учиться использовать разные категории приёмов с разной скоростью. Если мы ударяем по язычку быстро — это не значит, что и все прочие движения должны ускоряться.


Следить за публикацими новых обучающих статей и других материалов на варганную тему можно, подписавшись на публичные странички проекта:







© 2012–2017
Аксентий Бескровный

Издание самоучителя
игры на варгане

Страничка проекта:
vk.com/varganmusic