Aksenty.ru / Аксентий.рф: музыка | обучение игре | статьи    





Тексты для буклета

В этом разделе публикуются сопроводительные тексты, которые планируется использовать в буклете к альбому (как в цифровом, так и в печатном). Раздел пополняется по мере написания новых текстов, а пишутся они по мере обретения вдохновения.


  • Заглавие
  • Пролог
  • Часть I
  • Часть II
  • Часть III
  • Часть IV
  • Эпилог





Книга Призвуков

Тем, кто прислушивается,
но не для тех, кто слышит



Затерянный архетип

Нередко задают вопрос: что есть варганная музыка для меня? Но мне всегда был странен этот вопрос, потому что я чаще думал только о том, что есть варганная музыка для мира, который меня окружает: есть ли в ней нечто роднящее меж собой те её смыслы и значения, которые находятся за пределами поверхностного интереса к инструменту?

Именно там — на изломе перехода к глубинным слоям восприятия, где праздная увлечённость оказывается лишь рябью и затухающими кругами на воде — расстилаются горизонты любых искомых ответов.

И где-то за теми горизонтами, на самой заре знакомства с музыкой — когда архаичные варганы ценились настолько, что на их создание не жалели ценнейших материалов той поры, а связь с инструментами была столь крепкой, что их не решались разлучать со своими владельцами, даже если те отправлялись в свой последний путь — виднеются туманные очертания символа, плывущего сквозь века; неясное эхо затерянного архетипа, чьи отголоски хоть и рассеянны в мифах, обычаях, временах и традициях, но всё же хранят в себе первозданные импульсы общих черт. Будь то сказки, где варган позволяет говорить с существами иных миров и играет роль ключа в эти миры, или предания о возможности привлечь на охоте добычу игрой на варгане; описания старых ритуалов, где инструмент скрывал голос играющего от незримых участников обрядов, или даже самые простые упоминания об использовании варгана в буквальном общении людей друг с другом.

В мировой мифологии есть лишь один всеми узнаваемый символ, способный наиболее близко отразить суть таких действий — символ маски — в основе своей единой для всех существующих и существовавших традиций, но бесконечно разнящейся в образах, узорах и формах. С той лишь разницей, что варган — это внешние голосовые связки и символ, что он собой являет — маска для голоса, который всё равно, что наш второй облик по которому нас узнают так же, как и глядя в лицо. Поэтому символ этот попросту не мог не пробиваться из глубин сознания, не мог не притягивать к себе внимания; и способен даже сейчас стержнем объединять все другие смыслы и значения инструмента в любых их проявлениях: от поверхностного переноса речевых структур, отзывающихся через варган мелодией, и до более глубоких интерпретаций восприятия мира, собранных, будто мозаика, из способов игры, связанных с личными опытами переживания музыки.

И возвращаясь к началу: для меня варганная музыка — это ровно то же самое, чем является она и для всего остального мира. Символ пути, который — ничто, если семена падают на бесплодную почву, но и способный объять собой всё или многое, если росток пустил корни.

5 сентября 2015




Резонансная частота времени

За годы творческих поисков мне довелось встретить одного и только одного по-настоящему верного и чуткого партнёра по игре, способного к импровизации как никто иной. Этот партнёр — время.

Можно сыграть случайный и спонтанный мотив и забыть о нём, словно он и не звучал никогда, но время будет продолжать играть его за тебя, оттачивая на свой лад. Структура наигрыша — месяц за месяцем, год за годом — сама станет произрастать из самых потаённых уголков сознания. И в какой-то момент, словно следуя своему собственному циклу жизни, старый мотив, казалось бы позабытый, вернётся обновлённым и вобравшим в себя отрывки всех тех впечатлений, которые прошли через тебя за минувший период; отражая, как зеркало, малейшие изменения восприятия, навыков, мышления. И можно сколь угодно хорошо понимать механизмы разума и памяти, но и всё равно в такие моменты музыка начинает казаться нерукотворной и живущей своей жизнью. Прислушиваешься к ней и знаешь: эту музыку, на её нынешнем витке, никто и никогда не записывал, не играл и не слышал, но всё же она всегда существовала и ждала, когда её будут способны сыграть и вдохнуть в неё новые призвуки.

Сотни мельчайших событий должны повлиять на тебя и твою способность воспринимать звук, чтобы эта музыка появилась. И когда что-то внутри тебя совпадает с резонансной частотой времени — она появляется. Живая. Звучит. Твоя и не твоя одновременно. И слышишь ты её так, как не услышит её никто другой.

4 августа 2015


















Следить за обновлениями альбома, узнавать о публикациях новых импровизаций и других материалов на варганную тему можно, подписавшись на публичные странички проекта:







© 2012–2017
Аксентий Бескровный

Издание самоучителя
игры на варгане

Страничка проекта:
vk.com/varganmusic