Aksenty.ru / Аксентий.рф: музыка | обучение игре | статьи    






В этом разделе сайта публикуются различные материалы, связанные как
с историей инструмента, так и с личными взглядами автора на тему варганной музыки. Раздел открывается дополненной и исправленной публикацией августа 2012 года, в ней вы можете вкратце узнать о том, что такое варган и какие особенности наиболее характерны для этого инструмента по мнению автора. Время от времени статья дополняется новыми пунктами (например, иногда сюда попадают некоторые цитаты из «дневников» и обучающих текстов).

Резонансы древнего мира

Сложные ответы на простой вопрос «что такое варган?»


Варган — язычковый музыкальный инструмент, насчитывающий несколько сотен различных названий по всему миру (если же считать редкие, диалектные и забытые — число станет четырехзначным).

За несколько тысячелетий своей истории варган успел стать народным инструментом одновременно во стольких уголках мира, что вне контекста конкретных стилей игры куда справедливей считать его инструментом вненационального характера и значения. В мире попросту не существует ни единой отдельной традиции, которая могла бы считаться истоком искусства игры на варгане, либо первоначальным источником проихождения и распространения инструмента.

Впрочем не стоит считать, что традиции не важны для варгана. Напротив — именно разные манеры исполнения, если не замкнуться на одной единственной из них, и разные (порой даже противоположные) культурные контексты, в которых звучит или звучал варган, могут позволить воспринять и понять многогранность этого инструмента.

Этот с виду простой инструмент скрывает в себе множество сложных и интересных возможностей, которые, впрочем, довольно легко обнаружить: нужно лишь проявить внимание к варганной музыке и быть терпеливым в поиске тех ее деталей, которые не заметны на первый взгляд.

Но легко обнаружить — совсем не значит легко освоить, если говорить сразу о всём спектре музыкальных возможностей инструмента. Слишком часто встречается мнение, что варган — из тех простейших инструментов, чьи основы звукоизвлечения можно изучить за пять минут. Но за очевидными и доступными способами игры на варгане, которые находятся на поверхности, скрывается необычайно сложный и вариативный инструмент, способный отражать, синтезировать и разветвлять все те нескончаемые детали звучания, что содержит в себе и сама человеческая речь во всём её многообразии.

Музыка, которую можно осязать,
инструмент, который умеет говорить

Отличительной особенностью варгана является то, что изменение звучания и формирование мелодии происходит только при контакте с органами речи и дыхания человека: у инструмента попросту нет никаких других внешних резонаторов, кроме самого исполнителя, который при этом не просто усиливает звучание, а преобразует его внутри себя и управляет им, руководствуясь не только музыкальным восприятием, но и своеобразными осязательными ощущениями звука.

Звучание в натуральном звукоряде и изначальная близость к механизмам произнесения речи делают инструмент интуитивно понятным для освоения. Достаточно лишь совместить вибрацию язычка с навыками артикуляции, которые мы вырабатываем с самого детства, — и варган уже музыкально звучит. Он способен увлечь человека своей возможностью «говорить музыкой» даже в первые дни обучения игре (а иногда даже и в самые первые минуты), тогда как многие другие инструменты требуют более долгой и сосредоточенной практики для извлечения первых приятных на слух мелодий.

В то время как человек выполняет роль «живого резонатора», сам варган является для исполнителя чем-то вроде внешних голосовых связок, открывая совершенно новые перспективы раскрытия в музыке того скрытого потенциала человеческой речи, который не способны реализовать и проявить в себе все известные языки мира. Поэтому если увлеченность инструментом не пройдет мимолетно и человек не оставит обучения, то с годами варган будет способен демонстрировать все новые и новые, максимально сложные для освоения, звучания; последовательно открывая для исследования неизвестную до того область развития речевого аппарата и преобразуя каждую изученую деталь в новый элемент музыки.

В процессе исполнения на варгане мы не просто играем музыку, мы в тот же самое время создаём, изобретаем и ежесекундно модифицируем сам музыкальный инструмент. Материалом для этого инструмента буквальным образом выступает меняющаяся конфигурация наших мышц, которые используются при игре.

От архаики до наших дней, оставаясь собой

Возвращаясь к теме происхождения инструмента: простота принципа звукоизвлечения могла позволить изобрести архаичный предварган в такой глубокой древности, что ни один исследователь не найдет способов проникнуть в те времена. Но некоторые народы, давая простор для очень смелых гипотез, до сих пор сохранили в своих культурах предельно элементарные способы извлекать звучание по «варганному» принципу: сухие раздвоенные ветки (при верном подходе звук можно извлечь почти из любого образца, подобранного на улице), тонкие прутья, приложенные к листу дерева (где прут выполняет роль язычка, а лист — роль корпуса инструмента, усиливающего звук), или даже жужжащий жук, привязанный к палочке (достаточно поднести его к раскрытому рту и поток звука можно будет дополнять обертонами).

Конечно, это был лишь первый шаг в направлении первого и настоящего варгана, обладающего разнообразным и сильным звучанием. Но несколько тысяч лет назад в щепках и деревянных или костяных пластинках начали прорезать язычки, хотя, разумеется, для тех же целей могли использовать и более хрупкие материалы. В любом случае, появление язычка и стало определяющим моментом развития инструмента. Даже когда варганы начали изготавливаться из бронзы, а затем и из стали, принцип звучания оставался ровно таким же, как и тысячелетия назад при появлении первых пластинчатых варганов. Поэтому в наши дни, словно в древности, инструмент дает возможность естественным и непосредственным образом воспринимать и создавать музыку ровно тем же способом, как воспринималась и создавалась она задолго до появления даже зачатков музыкальной теории. И здесь варган как во внешнем виде, так и во внутреннем содержании выступает своеобразным символом неизменной связи современности с миром архаичного человека; если даже не проводником в этот мир.

Одновременно с этим у инструмента есть другое удивительное свойство: варган, существенно не изменившись за предыдущую тысячу лет (с тех пор, как были изобретены первые металлические дуговые его разновидности), так и не стал «архаичным пережитком прошлого», а раз за разом находил свое место практически в любой культуре.

Отражения в культурах

Где-то варган был тесно переплетен с религиозно-мифологическими представлениями тех или иных народов, где-то использовался в шаманских ритуальных практиках или для общения с духами природы и даже табуировался (не использовался в каких-либо бытовых целях), где-то напротив был предметом исключительно для развлечения, вызывающим явное пренебрежение у ценителей музыки... Между тем, для варгана писал концерты даже один из учителей Бетховена — Альбрехтсбергер, а сам инструмент можно было увидеть на полотнах художников эпохи Возрождения.

В то время как герцоги Йоркские и мать королевы Виктории посещали концерты Карла Оленштейна, кетские охотники внимали тому, как мифологический хозяин лесных зверей Кайгусь игрой на варгане завлекает животных. Когда в Европе писали стихи, посвященные музыке виртуозов-варганистов, а на западе России некоторые считали, что «этот инструмент веселит посетителей таких мест, где не встречается порядочный народ», — в Восточной Сибири при обрядовой передаче варгана шаману, звучали сакральные воззвания «к тому западному небу, которое считается создателем кузнечного ремесла». Эту поразительную многогранность истории инструмента можно исследовать бесконечно.

Особенно ярко все это разнообразие проявляется в наше непростое время. В одних регионах может найтись только несколько человек, увлеченных варганом, а в других — варганная музыка способна собирать на концерт тысячи зрителей. Для кого-то этот инструмент по-прежнему является связью с традициями предков, передающихся из поколения в поколение, кто-то играет на варганах произведения из классической музыки, а кто-то — использует их в ультрасовременных музыкальных течениях. Для одних варган — сложнейший музыкальный инструмент, на освоение которого уходят годы и десятилетия, для других — лишь эпизодическое средство разнообразить и украсить какой-либо музыкальный жанр. Для кого-то варган — неприметный и почти шуточный сувенир, другие будут видеть в нем атрибут ранних религий, а кто-то — инструмент работы с собой, позволяющий пробуждать и осознавать в себе то самое «дологическое состояние», о котором писали антропологи, и лучше понимать свою, человеческую, природу.

Владимир Поветкин, известный музыковед и реставратор, писал: «каждый инструмент рождался в присущей для него среде, на определенный срок и для конкретной роли». Но, пожалуй, есть и исключения из этого правила. И можно быть абсолютно уверенным, что варган, в своей неизменности прошедший через эпохи и культуры, переживший даже целые локальные цивилизации, еще очень долго будет привносить в наш мир интересные и необычные нотки, тысячелетиями резонируя с историей человечества.


Следить за появлением новых статей, музыкальных материалов и другими обновлениями сайта можно, подписавшись на публичные странички проекта:







© 2012–2017
Аксентий Бескровный

Издание самоучителя
игры на варгане

Страничка проекта:
vk.com/varganmusic