Резонансы древнего мираСложные ответы на простой вопрос «что такое варган?» |
|
Варган — язычковый музыкальный инструмент, насчитывающий несколько сотен различных названий по всему миру (если же считать редкие, диалектные и забытые — число станет четырехзначным). |
|
За несколько тысячелетий своей истории варган успел стать народным инструментом одновременно во стольких уголках мира, что вне контекста конкретных стилей игры куда справедливей считать его инструментом вненационального характера и значения. В мире попросту не существует ни единой отдельной традиции, которая могла бы считаться истоком искусства игры на варгане, либо первоначальным источником проихождения и распространения инструмента. |
|
Впрочем не стоит считать, что традиции не важны для варгана. Напротив — именно разные манеры исполнения, если не замкнуться на одной единственной из них, и разные (порой даже противоположные) культурные контексты, в которых звучит или звучал варган, могут позволить воспринять и понять многогранность этого инструмента. |
|
Этот с виду простой инструмент скрывает в себе множество сложных и интересных возможностей, которые, впрочем, довольно легко обнаружить: нужно лишь проявить внимание к варганной музыке и быть терпеливым в поиске тех ее деталей, которые не заметны на первый взгляд. |
|
Но легко обнаружить — совсем не значит легко освоить, если говорить сразу о всём спектре музыкальных возможностей инструмента. Слишком часто встречается мнение, что варган — из тех простейших инструментов, чьи основы звукоизвлечения можно изучить за пять минут. Но за очевидными и доступными способами игры на варгане, которые находятся на поверхности, скрывается необычайно сложный и вариативный инструмент, способный отражать, синтезировать и разветвлять все те нескончаемые детали звучания, что содержит в себе и сама человеческая речь во всём её многообразии. |
Музыка, которую можно осязать,
|
|
Отличительной особенностью варгана является то, что изменение звучания и формирование мелодии происходит только при контакте с органами речи и дыхания человека: у инструмента попросту нет никаких других внешних резонаторов, кроме самого исполнителя, который при этом не просто усиливает звучание, а преобразует его внутри себя и управляет им, руководствуясь не только музыкальным восприятием, но и своеобразными осязательными ощущениями звука. |
|
Звучание в натуральном звукоряде и изначальная близость к механизмам произнесения речи делают инструмент интуитивно понятным для освоения. Достаточно лишь совместить вибрацию язычка с навыками артикуляции, которые мы вырабатываем с самого детства, — и варган уже музыкально звучит. Он способен увлечь человека своей возможностью «говорить музыкой» даже в первые дни обучения игре (а иногда даже и в самые первые минуты), тогда как многие другие инструменты требуют более долгой и сосредоточенной практики для извлечения первых приятных на слух мелодий. |
|
В то время как человек выполняет роль «живого резонатора», сам варган является для исполнителя чем-то вроде внешних голосовых связок, открывая совершенно новые перспективы раскрытия в музыке того скрытого потенциала человеческой речи, который не способны реализовать и проявить в себе все известные языки мира. Поэтому если увлеченность инструментом не пройдет мимолетно и человек не оставит обучения, то с годами варган будет способен демонстрировать все новые и новые, максимально сложные для освоения, звучания; последовательно открывая для исследования неизвестную до того область развития речевого аппарата и преобразуя каждую изученую деталь в новый элемент музыки. |
|
В процессе исполнения на варгане мы не просто играем музыку, мы в тот же самое время создаём, изобретаем и ежесекундно модифицируем сам музыкальный инструмент. Материалом для этого инструмента буквальным образом выступает меняющаяся конфигурация наших мышц, которые используются при игре. |
От архаики до наших дней, оставаясь собой |
|
Возвращаясь к теме происхождения инструмента: простота принципа звукоизвлечения могла позволить изобрести архаичный предварган в такой глубокой древности, что ни один исследователь не найдет способов проникнуть в те времена. Но некоторые народы, давая простор для очень смелых гипотез, до сих пор сохранили в своих культурах предельно элементарные способы извлекать звучание по «варганному» принципу: сухие раздвоенные ветки (при верном подходе звук можно извлечь почти из любого образца, подобранного на улице), тонкие прутья, приложенные к листу дерева (где прут выполняет роль язычка, а лист — роль корпуса инструмента, усиливающего звук), или даже жужжащий жук, привязанный к палочке (достаточно поднести его к раскрытому рту и поток звука можно будет дополнять обертонами). |
|
Конечно, это был лишь первый шаг в направлении первого и настоящего варгана, обладающего разнообразным и сильным звучанием. Но несколько тысяч лет назад в щепках и деревянных или костяных пластинках начали прорезать язычки, хотя, разумеется, для тех же целей могли использовать и более хрупкие материалы. В любом случае, появление язычка и стало определяющим моментом развития инструмента. Даже когда варганы начали изготавливаться из бронзы, а затем и из стали, принцип звучания оставался ровно таким же, как и тысячелетия назад при появлении первых пластинчатых варганов. Поэтому в наши дни, словно в древности, инструмент дает возможность естественным и непосредственным образом воспринимать и создавать музыку ровно тем же способом, как воспринималась и создавалась она задолго до появления даже зачатков музыкальной теории. И здесь варган как во внешнем виде, так и во внутреннем содержании выступает своеобразным символом неизменной связи современности с миром архаичного человека; если даже не проводником в этот мир. |
|
Одновременно с этим у инструмента есть другое удивительное свойство: варган, существенно не изменившись за предыдущую тысячу лет (с тех пор, как были изобретены первые металлические дуговые его разновидности), так и не стал «архаичным пережитком прошлого», а раз за разом находил свое место практически в любой культуре. |
Отражения в культурах |
|
Где-то варган был тесно переплетен с религиозно-мифологическими представлениями тех или иных народов, где-то использовался в шаманских ритуальных практиках или для общения с духами природы и даже табуировался (не использовался в каких-либо бытовых целях), где-то напротив был предметом исключительно для развлечения, вызывающим явное пренебрежение у ценителей музыки... Между тем, для варгана писал концерты даже один из учителей Бетховена — Альбрехтсбергер, а сам инструмент можно было увидеть на полотнах художников эпохи Возрождения. |
|
В то время как герцоги Йоркские и мать королевы Виктории посещали концерты Карла Оленштейна, кетские охотники внимали тому, как мифологический хозяин лесных зверей Кайгусь игрой на варгане завлекает животных. Когда в Европе писали стихи, посвященные музыке виртуозов-варганистов, а на западе России некоторые считали, что «этот инструмент веселит посетителей таких мест, где не встречается порядочный народ», — в Восточной Сибири при обрядовой передаче варгана шаману, звучали сакральные воззвания «к тому западному небу, которое считается создателем кузнечного ремесла». Эту поразительную многогранность истории инструмента можно исследовать бесконечно. |
|
Особенно ярко все это разнообразие проявляется в наше непростое время. В одних регионах может найтись только несколько человек, увлеченных варганом, а в других — варганная музыка способна собирать на концерт тысячи зрителей. Для кого-то этот инструмент по-прежнему является связью с традициями предков, передающихся из поколения в поколение, кто-то играет на варганах произведения из классической музыки, а кто-то — использует их в ультрасовременных музыкальных течениях. Для одних варган — сложнейший музыкальный инструмент, на освоение которого уходят годы и десятилетия, для других — лишь эпизодическое средство разнообразить и украсить какой-либо музыкальный жанр. Для кого-то варган — неприметный и почти шуточный сувенир, другие будут видеть в нем атрибут ранних религий, а кто-то — инструмент работы с собой, позволяющий пробуждать и осознавать в себе то самое «дологическое состояние», о котором писали антропологи, и лучше понимать свою, человеческую, природу. |
|
Владимир Поветкин, известный музыковед и реставратор, писал: «каждый инструмент рождался в присущей для него среде, на определенный срок и для конкретной роли». Но, пожалуй, есть и исключения из этого правила. И можно быть абсолютно уверенным, что варган, в своей неизменности прошедший через эпохи и культуры, переживший даже целые локальные цивилизации, еще очень долго будет привносить в наш мир интересные и необычные нотки, тысячелетиями резонируя с историей человечества. |